Пересмотр арендных ставок - не самый эффективный способ сотрудничества между арендатором и арендодателем
Игрокам рынка торговой недвижимости необходимо искать альтернативные и более эффективные стратегии сотрудничества между арендаторами и арендодателями, нежели простой пересмотр ставок аренды в нынешних экономических условиях. К такому выводу пришли эксперты в ходе в ходе ежегодного форума UREC Retail Forum 2014.
Среди эффективных техник сотрудничества специалисты отрасли называют коммерциализацию площадей общего пользования, оптимизированную логистику в торговых объектах, совместный маркетинг и тщательный анализ предпочтений посетителей ТРЦ.
Как отметила Анна Чуботина, руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине, помимо пересмотра арендных ставок и оптимизации коммерческих условий, которые происходят в настоящее время, существует ряд альтернативных мероприятий, которые в отношениях «арендатор — арендодатель» могут принести эффект намного больший и долгосрочный, чем краткосрочное снижение арендных ставок. Так, сегодня на украинском рынке торговой недвижимости явно недооценен потенциал общих зон в жизни торгового центра. Внедрение же эффективной стратегии коммерциализации не только позволяет обеспечить получение дополнительного дохода владельцем торгового центра с площадей общего пользования с первых месяцев работы такого объекта, но и напрямую влияет на увеличение посещаемости, способствует увеличению конверсии из посетителей в покупатели.
Среди типов коммерциализации эксперт выделяет размещение в галереях ТЦ мобильных торговых блоков (RMU’s) и стационарных киосков, рекламных сайтов и электронных дисплеев, продвижение и поддержание отношений с брендом, партнерское сотрудничество, а также вендинг, игровые автоматы и такие дополнительные услуги, как мойка машин и фотокабины. Так, по данным исследований, профессионально размещенные киоски могут увеличить среднее время пребывания посетителей в галерее и посещаемость ин-лайн магазинов до 15%. В тоже время, хаотичное заполнение галереи киосками и стендами разного размера и вида может привести к снижению посещаемости бутиков до 15%.
«В текущей ситуации арендатору и арендодателю следует объединить свои усилия и направить их на привлечение и удержание посетителей торгового центра. Мероприятия, которые арендодатель может предложить арендаторам для увеличения эффективности работы их магазинов в торговом центре, являются дополнительным аргументом в процессе проведения переговоров с арендаторами», — подчеркивает Анна Чуботина.
Помимо коммерциализации, важной составляющей сотрудничества арендаторов и арендодателей является изучение спроса посетителей торгового объекта и совместный маркетинг арендаторов и арендодателей. Как отметил в своем выступлении Роман Емец, генеральный директор ТЦ «Аладдин» (Meyer Bergman), «для того, чтобы понять специфику торгового центра необходимо разговаривать с его посетителями. Раз в год в ТЦ необходимо проводить опросы, изучать и анализировать их отзывы, предпочтения, интересы и анкетные данные. Если этого не делать (а этим зачастую пренебрегают), то простое копирование стратегий и тактик управления торговым объектом будет, как правило, неэффективным».
По словам Елены Градовской, руководителя департамента ритейла компании SQM Experts (РЦ «Блокбастер»), «если говорить о потоках посетителей, особенно в текущей ситуации, то сохранить трафик нам помог новый развлекательный формат для детей. Посещаемость в развлекательном центре увеличилась уже после трех месяцев с момента открытия. С другой стороны, новые развлекательные форматы — это не панацея для торговых объектов, если у них есть структурные проблемы. Каждый проект требует особых условий функционирования. В целом, если говорить о развлекательной составляющей, то мы отметили, что после 2008 года рынок развлечений фактически опустел. На рынке осталось достаточно мало операторов, готовых вступать в арендные отношения, с целью развивать этот бизнес».