Россия: Стремительный рост курса доллара пока не привел к существенному изменению ставок в торговых центрах Петербурга
Однако сказался как на переговорном процессе между участниками рынка, так и на оценке сетевыми ритейлерами эффективности существующих и планируемых магазинов
В 1-м квартале 2014 года активность на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга определяли взаимоотношения арендаторов и арендодателей в условиях изменения валютного курса, отмечают в компании JLL.
По итогам квартала, объем площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга не изменился, и в настоящий момент составляет 2,06 млн кв. м. Согласно данным компании JLL, обеспеченность торговыми площадями находится на уровне 401 кв. м на 1 тыс. жителей, что позволяет Петербургу входить в число лидеров среди европейских городов, с одной стороны, превосходя рынки Лондона и Берлина, но уступая развитым с точки зрения торговли городам Восточной Европы.
В течение 2014 года в Петербурге ожидается ввод 119 тыс. кв. м в качественных торговых комплексах. Крупнейшими объектами являются ТРЦ «Монпансье» (открытие намечено на 3-й квартал) и ТРК «Европолис» (открытие заявлено на 4-й квартал). Даже в случае реализации всех заявленных проектов объем ввода по итогам 2014 года существенно уступит показателям последних трех лет.
В 1-м квартале 2014 года уровень свободных площадей снизился до 6,0% за счет постепенного заполнения торговых центров, открытых во второй половине прошлого года. Как и ранее, вакансия наблюдается лишь в объектах, обладающих определенными недостатками, связанными с локацией, концепцией или планировкой, а также с качеством управления, либо в недавно открытых торговых комплексах.
Владислав Фадеев, Руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, прокомментировал: «С учетом негативной макроэкономической ситуации и роста курса валют, в ближайшее время мы будем наблюдать усиление дифференциации торговых центров с точки зрения их качества. Если в наиболее успешных комплексах отсутствуют вакантные площади, и расположенные в них магазины экономически эффективны, то в неудачных объектах есть свободные помещения, посещаемость находится ниже ожидаемых значений, ритейлеры не достигают планируемых оборотов. Как следствие, при принятии операторами решения об оптимизации сети за счет неэффективных магазинов в первую очередь будут сокращаться магазины, расположенные в наименее успешных торговых центрах».
В 1-м квартале 2014 года арендные ставки в качественных объектах не претерпели существенных изменений – максимальная базовая ставка осталась на уровне 2 тыс. долл. за кв. м в год.
Анастасия Балмочных, Руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге, отметила: «Безусловно, динамика изменения валютного курса, наблюдавшаяся в первые месяцы 2014 года, привела к дополнительному обсуждению условий договоров аренды. Арендаторы и арендодатели стремятся зафиксировать условия, которые защитят их интересы в случае резкого ослабления рубля. В каждом случае итоговые договоренности определяются в индивидуальном порядке».