Затяжное пике тернопольского аэропорта

12 березня 2013
Не так давно наш многострадальный тернопольский аэродром получил сертификат соответствия аэродрома сроком на 3 года. Нынешний директор предприятия Олег Стефанский признает: «Было трудно». Однако теперь аэропорт получил шанс, возможно, последний. Вопрос становится ребром: или летаем - или пролетаем.

Полоса - прекрасная, инфраструктура - в порядке!?

- Тернопольщина была мощной авиационной областью. В советское время в нашем аэропорту работало почти 500 человек. В Чертове располагалось два авиаполка, в которых служили 2 тысячи человек. И, честно говоря, сейчас болит душа и сердце, когда вижу наш аэропорт, - признался директор областного коммунального предприятия «Фирма Тернопольавиаавтотранс» Олег Стефанский. - Но все равно, как финансист, я вижу перспективы и уверен: аэропорт «Тернополь» не убыточное, а прибыльное предприятие. Инфраструктура построена в советское время и не требует больших капиталовложений. Взлетно-посадочная полоса в хорошем состоянии.

- В городе поговаривают, будто взлетная полоса стала короче, потому что на ней вырос дом ...

- Нет, это неправда. Взлетно-посадочная полоса в очень хорошем состоянии, об этом свидетельствуют отзывы пилотов, выполняющих чартерные рейсы. У нас могут садиться даже тяжелые самолеты Боинги В-737, аэробусы А320. Благодаря помощи Тернопольского областного совета и госадминистрации в январе нам удалось подготовить аэродром к инспектированию Государственной авиационной службой Украины. И вот 11 февраля мы получили на 3 года «Сертификат аэродрома».

На сегодняшний день аэропорт способен работать с пропускной способностью 50-60 человек в час через малый терминал, оборудованный всеми средствами авиационной безопасности. То есть рентгеноскопический аппарат для досмотра багажа пассажиров, нам бесплатно передал Харьковский аэропорт при содействии председателя Харьковской облгосадминистрации Михаила Добкина. Накануне Евро-2012 они получили новое оборудование, а это, поскольку оно в рабочем состоянии, передали нам. Кстати, первоначальная стоимость оборудования - миллион гривен. Мы получили два аппарата и теперь можем оборудовать два пункта пропуска.

А пока аэродром периодически принимает чартерные рейсы ...

- Да, но за счет чартеров аэропорт никогда не выживет. Это одноразовые заработки, они не улучшат экономического положения. Поэтому сейчас я веду переговоры с рядом украинских компаний. Нас интересуют самолеты вместимостью до 50 пассажиров и стоимостью билета не дороже 400 грн. Кроме Киева, ведем переговоры об открытии авиарейсов в Борисполь (Киев), Донецк, Харьков. В Украине уже также созданы хабы - крупные аэропорты, через которые делают трансконтинентальные перевозки, скажем, через Донецк, Харьков, Львов в США. Сейчас тернополяне должны добираться поездом или на авто до Борисполя (Киев) или Львов, и уже оттуда лететь до конца своего маршрута. Но сейчас наши крупные аэропорты-хабы, построенные накануне Евро-2012, не загружены. Придет время, и они начнут бороться за пассажира, начнут доставлять, скажем, на Борисполь, Донецк, а уже оттуда - в Америку. И билет будут продавать, скажем, «Тернополь-Нью-Йорк» - из небольшого аэропорта пассажиров доставлять к большому, чтобы сдвинуть пассажиропоток. Так работает весь мир. Кстати, в Румынии такой терминал создан в Тимишоаре: сюда из Черновцов привозят пассажиров, а отсюда они летят дальше. Поэтому необходимо открывать регулярные рейсы, в первую очередь, в столице, считает собеседник. Это повлияет на инвестиционную привлекательность области, потому что сегодня без аэропорта привлечь инвестиции проблематично. Любой инвестор сразу спрашивает, работает ли аэропорт. Бизнесу нужен комфорт и скорость. Заработает аэропорт - сразу появится инвестор, - уверен Олег Петрович.

Между тем ведутся переговоры об открытии пяти рейсов в Киев в рабочие дни.

- Делать, как в 2010-м, два рейса - по понедельникам и пятницам, не целесообразно. Пассажир должен привыкнуть и быть уверенным, что рейс состоится. Авиакомпания должна нести ответственность за осуществление рейса, - отмечает собеседник. - О технических условиях - необходимо иметь два самолета - основной и запасной, и тогда в случае чего авиакомпания всегда сможет обеспечить перевозку пассажиров.

Одновременно ведутся переговоры о международных перевозках, поскольку именно они дают основной доход предприятию.

- По статистике, 170 тысяч жителей Тернопольской области находятся на заработках за границей, и они периодически возвращаются на Родину. Вместе с тем, ежедневно на нашем железнодорожном вокзале в среднем не хватает 120 билетов на Киев и 50 - на Москву, потому что в поездах нет мест. В период отпусков тернополяне не против полететь на отдых в Болгарию, Турцию, и мы сейчас думаем, не открыть ли летом рейс на Болгарию? - Делится планами директор авиапредприятия. - Но здесь все упирается в туристический бизнес, точнее - его отсутствие: у нас нет мощных туристических фирм, а лишь туроператоры. Таким образом, рынок туристических перевозок формируют туристические фирмы, которые в основном находятся в Киеве, частично - во Львове, им проще отправлять группу от себя, а не через другие аэропорты.

Лидеры по долгам

Еще такое, в июле 2011 года из-за долгов по зарплате зарегистрирован коллективный трудовой спор. При содействии отделения Национальной службы посредничества и примирения в Тернопольской области проведены все примирительные процедуры с привлечением представителей органов власти. Несмотря на принятые меры, долги по зарплате так и не погашены. Тем не менее, благодаря работе отделения Национальной службы посредничества и примирения удалось избежать акций социального протеста коллектива, отмечает Олег Петрович.

Сейчас в аэропорту работает 35 работников, для сравнения: аэропорт в Ивано-Франковске обслуживает 190 человек, в Черновцах - 140, в Ровно, где положение вещей еще хуже, - 120 человек.

Из-за задолженности по зарплате (свыше 1 млн. 800 тыс. грн., общие долги достигают почти 4 миллиона) на предприятие не идет работать молодежь. Сейчас на фирме работают пенсионеры или люди предпенсионного возраста. И это неудивительно, ведь рабочие 26 (!) месяцев не получают зарплату, и если старшие люди еще готовы работать на энтузиазме и небольшие выплаты, молодежь просто не выживет за эти копейки. Кроме того, из-за невыплаты заработной платы людям не засчитывается стаж. Тем не менее, на аэродроме вся охрана благодаря Тернопольской областной государственной администрации прошла специальное обучение и имеет соответствующие сертификаты.

Также большую помощь оказывает Ассоциация «Аэропорты Украины» гражданской авиации, в частности, по обеспечению современного оборудования по авиационной безопасности. Но без возобновления регулярных рейсов коллектив предприятия не выживет.

Обещать - не летать

- В прошлом году депутаты областного совета приняли программу на 2012-2013 гг по выводу предприятия из кризисного состояния. На нее предусмотрено выделение 8 млн. 500 тыс. грн. для погашения долгов, в том числе по зарплате, восстановления аэровокзального комплекса ...

- Да, и строительство пункта пропуска через государственную границу пропускной способностью 180 пассажиров в час. Это нужно сделать ради привлечения дешевых европейских авиакомпаний - лоукостов (Low Cost) (так называют бюджетные авиакомпании, которые предлагают пассажирам билеты по ценам ниже, чем у классических авиакомпаниях, что становится возможным благодаря особой бизнес-модели лоукост авиакомпаний - авт). Однако сегодня ни копейки не поступило - просто в области нет средств. Области трудно содержать такое предприятие, необходимы государственные дотации на поддержку аэродромов. Хотя есть полная поддержка и понимание со стороны главы Тернопольской областной государственной администрации Валентина Хоптяна и его первого заместителя Николая Головача, и.о. председателя Тернопольского облсовета Сергея Тарашевского.

Пути возобновления работы аэропорта ищет недавно созданное при Министерстве инфраструктуры управления авиации.

Сейчас крупнейшие капиталовложения - установить современное светосигнальное оборудование взлетно-посадочной полосы стоимостью 25 млн. грн. и систему визуального захода на посадку типа РАРИ. Это позволит аэропорту работать круглосуточно.

Есть разрешение от областного совета взять банковский кредит, но из-за долгов перед Пенсионным фондом, налоговой исполнительная служба заблокировала счета предприятия, арестовала имущество. Заколдованный круг.

Между тем, убежден руководитель, если к концу апреля-середине мая, когда начинается авиасезон, не откроются регулярные рейсы, говорить о дальнейшей деятельности аэропорта безосновательно.

- У меня уже нет сил бороться с ветряными мельницами, - разводит руками собеседник. - Здесь должны быть заинтересованы все, ведь на Тернопольщине есть мощный бизнес, есть Герои Украины. Авиапредприятие могло бы взять в долг 4 млн. грн. возвратной финансовой помощи, скажем, на год, чтобы разблокировать счета и начать работать. Но для этого нужно быть патриотом.

Деньги - под крылом самолета

Патриотизм на счет не положишь, и стоит признать: долги у аэропорта возникли не вчера, а как минимум лет десять назад. Якобы именно из-за долгов осенью 2006-го австрийский бизнесмен Кристиан Чернер отказался покупать аэропорт. Наконец, об этом неофициально говорили в бизнес-кругах областного центра: мол, когда предприниматель узнал настоящую сумму долгов, желание летать у него мгновенно исчезло. Долгое время региональное отделение Фонда госимущества (как защитник интересов областного совета) суждено, пока Верховный Суд не поставил окончательную точку: предприятие «СЦ-Сервис-Центр Стрый» (совладельцем которого и является господин Чернер) должно заплатить 6 млн. 400 тыс. грн . штрафных санкций за невыполнение условий договора купли-продажи. На сегодня долг составляет 4 млн. 641 тыс. 448 грн. 72 коп.

То есть в целом фирма из Стрыя перечислила в областной бюджет Тернопольщины более 1 млн. 758 тыс. грн. Если это были «аэропортные» средства, почему они пролетели мимо карман аэропорта? И где осели?

В завершение темы стоит напомнить, что в феврале прошлого года «Сервис-Центр» предложил региональному отделению заключить мировое соглашение, пообещав к концу 2012-го оплатить оставшуюся сумму.

- Но чтобы подписать мировое соглашение, нужно узнать платежеспособность ЧП «СЦ-Сервис-Центр Стрый». Если мы заключаем мировое соглашение, прекращается исполнительное производство по делу, автоматически снимается арест с имущества и счетов, - пояснил начальник РО ФГИ в Тернопольской области Михаил Шкильняк. - То есть то, что мы дошли до Верховного Суда и добились на всех уровнях судебной власти признании долга, на этом будет поставлена ??точка, нам придется все начинать сначала и еще не известно, сможем ли мы вторично выиграть суды.

Чтобы уменьшить риски, региональное отделение Фонда госимущества трижды в течение 2012 года обращалось к фирме предоставить документы, подтверждающие платежеспособность предприятия. Ответа мы так и не получили. Параллельно сделали запросы в Пенсионный фонд, социальные органы, налоговую службу. Выяснилось, что на сегодня предприятие имеет более 2 млн. грн. долгов, в том числе 600 тысяч - по зарплате. Поэтому о каком мировом соглашении может идти речь? - возмущается руководитель.

Несмотря на одиозность губернаторских коллегий (они больше напоминают публичную порку унтерпришибеивской вдовы, а не серьезный разбор полетов областной хозяйки), однако на одной из последних председатель Тернопольской облгосадминистрации Валентин Хоптян предложил: «Если мы не используем то, что сегодня на Хмельнитчине выкупили санаторий «Товтры» в Сатанове, где будет расширение и строительство новых санаториев. Если мы через Гримайлов-Скалат на Сатанов не сделаем нормальную дорогу, своими бездумными действиями можем потерять аэропорт. Ибо они (владельцы санатория-авт.) готовы к сотрудничеству, что позволит открыть рейсы на Москву и вообще на Россию. Кроме того, нужно думать, как построить таможенный склад аэропорта, чтобы принимать грузоперевозки из Китая, Турции. Это возрождение предприятия».

Впрочем, если аэродром принимает чартерные рейсы из той же Турции, то почему бы не оборудовать логистический центр? Напомню слова директора Тернопольского аэропорта: если до конца апреля - середины мая авиапредприятие не заработает ... Время пошло.
Джерело realty-ukr.com