Россия: В Москве ввод ТЦ вдвое превысил показатель прошлого года

14 жовтня 2013

По данным компании Jones Lang LaSalle, за три квартала 2013 года на московский рынок вышло 142 000 кв.м качественных торговых площадей, что почти в два раза превышает объем ввода аналогичного периода прошлого года. По прогнозам компании, самый большой объем новых торговых центров с начала года может открыться в Москве в IV квартале – более 100 000 кв.м.

В III квартале текущего года московский рынок пополнился только одним объектом – в эксплуатацию был введен ТЦ «Райкин Плаза» арендуемой площадью 35 000 кв.м. В то же время и этот сравнительно небольшой показатель превышает прошлогодний, когда было введено лишь 20 000 кв.м.

Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle, комментирует: «Следует отметить, что III квартал традиционно не отличается высокими объемами ввода, значительное число новых открытий приходится на конец года. Так, в последнем квартале этого года мы ожидаем открытия еще пяти торговых центров суммарной арендуемой площадью более 100 000 кв.м. Крупнейшие из них – ТЦ «Гудзон», «Весна» и «Реутов Парк». Если все заявленные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам 2013 года превысит 250 000 кв.м, что станет самым высоким показателем за трехлетний период».

Объем заявленных к вводу в 2014 году ТЦ составляет немногим менее 1 миллиона кв.м, однако, по прогнозам Jones Lang LaSalle, новое предложение составит не более 500 000 кв.м. Среди крупных проектов, открытие которых запланировано на 2014 год, торговые центры «Авиа Парк», «Вегас Сити», «Колумбус» и другие. Если сейчас обеспеченность торговыми площадями на 1000 москвичей составляет 303 кв.м, то к концу 2014 года этот показатель может достигнуть 361 кв.м.

Объем ввода торговых площадей в России в целом в III квартале демонстрирует отрицательную динамику – 167 000 кв.м против 227 000 кв.м за аналогичный период прошлого года (снижение на 30%), в целом за три квартала – 721 000 кв.м (1 миллион кв.м за аналогичный период 2012 года, снижение на 30%). По итогам 2013 года в России, по подсчетам экспертов Jones Lang LaSalle, появится около 1,3 миллиона кв.м, тогда как в прошлом году было введено свыше 1,6 миллиона кв.м.

«Арендные ставки на московском рынке не претерпели значительных изменений: максимальная ставка аренды в торговых центрах столицы осталась на уровне $3-4,5 тысячи/кв.м/год, средняя – $0,5-1,8 тысячи/кв.м/год, – отмечает Татьяна Ключинская. – Уровень вакантных помещений также остался на прежнем уровне – 2,5%, что значительно ниже аналогичного показателя большинства крупных европейских городов».

Елена Задорожная, старший консультант отдела услуг корпоративным клиентам департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle, комментирует: «На фоне относительного затишья начала года II и III кварталы оказались богаты на ритейл-премьеры. Так, в прошедшем квартале наиболее активно выходили на рынок бренды сегмента одежда и аксессуары (Happy Socks, Sherry Hill, Pili Carrera, ASH, The Kooples), а также рестораны и кафе (Quiznos, Natan’s Famous, Krispy Kreme). Помимо этого в Москве начала работу сеть книжных магазинов WHSmith, открывшаяся в travel-формате. В ближайшее время мы ожидаем появления таких игроков как Forever21, Schlotzsky’s, Blue, Great American Cookies, Pretzelmaker, Nando’s, The Cheesecake Factory и других. Следует отметить, что в III квартале состоялось открытие собственных флагманских магазинов Tommy Hilfiger и Hugo Boss, а в ближайшее время должен появиться первый собственный магазин Gucci».
Джерело malls.ua