ТЦ на окраине города: есть ли смысл в этом в небогатой Украине?
Строительство крупных торговых центров в центральной части города часто ограничивается размером земельного участка. Как быть в таком случае?
Свои размышления на тему необходимости и целесообразности размещения торговых и торгово-развлекательных центров (ТЦ/ТРЦ) на окраине города я хотела бы проводить параллельно с определениями и краткой классификацией торговых центров.
Возьмем центральногородские ТЦ и ТРЦ, а также универмаги. Зачастую в крупных городах размещение в центральной части города торговых и торгово-развлекательных объектов ограничивается размером доступного земельного участка/здания, и как результат - предложением товаров и услуг для посетителей. За исключением редких случаев, в сегодняшних условиях практически невозможно разместить в центре крупного мегаполиса ТЦ или ТРЦ регионального, и тем более суперрегионального формата.
Региональный и суперрегиональный форматы предполагают сдаваемую площадь объекта не менее 50 000 кв.м. (при этом площадь застройки будет составлять не менее 70 000 кв.м.), а с учетом организации соответствующего паркинга и при условии организации комфортного пространства галереи (желательно не более, чем на 2-х этажах), земельный участок должен иметь размер не менее 7-8 га. Согласитесь, довольно сложно найти участки такого размера в центре Киева или, скажем, Донецка. Кроме того, немаловажным фактором является стоимость земельного участка в центральной части города – она в разы превышает стоимость земли на окраине населенного пункта с хорошей транспортной доступностью или в его промышленной части.
Если же мы попытаемся ответить на вопрос «А зачем нужны такие форматы, неужели нельзя обойтись небольшими торговыми объектами в центре города или окружными ТЦ и ТРЦ в спальных районах?», ответ будет состоять из следующих тезисов:
- региональные и суперрегиональные ТЦ/ТРЦ предлагают посетителям максимально возможный выбор для совершения покупок и времяпрепровождения;
- поездки в такие ТЦ/ТРЦ хоть и нечастые, но всегда целенаправленные - количество покупателей здесь составляет практически 100 % от общего объема посетителей;
- возможность представить в таких объектах всевозможные категории товаров в более крупных форматах, чем в центральных помещениях, а также сильная развлекательная составляющая и качественные якоря позволяют максимально удовлетворить потребности посетителей, тем самым задерживая их на несколько часов в торговом центре.
Яркими примерами ТРЦ на окраине города являются «Ривьера» в Одессе, King Kross Leopolis во Львове и строящийся Rose Park в Донецке. Все эти объекты – региональные торговые центры. Несмотря на их удаленность от жилой застройки и центральных районов города, на сегодняшний день они невероятно популярны среди жителей своего города и имеют стабильно высокие посетительские потоки.
Также кратко остановлюсь на формате аутлет-центров. История данного формата на рынке Украины находится на самой начальной стадии, однако открытие первого торгового центра ожидается уже текущей осенью – это «Мануфактура» в с. Ходосовка под Киевом.
Главной отличающей особенностью данного формата (как, вероятно, знают многие), является галерея магазинов известных торговых сетей, которые в рамках аутлет-центров торгуют товарами со значительными скидками (30-80%) в течение всего года. Таким образом, расположение магазинов со скидками должно быть на достаточном удалении от регулярных торговых точек тех же торговых марок - для исключения нездоровой конкуренции. И этот факт обусловливает расположение торговых центров в формате «аутлет» на удалении от традиционных торговых центров, а соответственно – на границе или за пределами города.
Таким образом, мы видим, что вопрос размещения торговых центров не состоит в том, целесообразно ли это, а основывается на том, какой именно формат ТЦ/ТРЦ правильнее и финансово целесообразнее размещать на окраине или за пределами города. И в нашем случае, исходя из вышеизложенного, это: торговые парки, региональные и суперрегиональные ТРЦ, аутлет-центры, а также некоторые специализированные торговые объекты определенных категорий, в том числе специализирующиеся на продаже автомобилей, строительных материалов, товаров для дома и т.п.