Мэру Ужгорода и бывшему прокурору инкриминируют рейдерский захват кинотеатра

4 жовтня 2012
Соответствующее заявление директор ООО «Кинокомплекс «Ужгород» адресовала Генпрокурору Украины, прокурору Закарпатья, главным милиционерам Закарпатья и Ужгорода. А между тем уникальному историческому фасаду грозит «убийственный» ремонт.

Расположенное в центре «Ужгорода» помещение бывшего кинотеатра «Ужгород» (еще раньше, в советские времена, он назывался «Москва»), которое связывают с именем действующего мэра Ужгорода Виктора Погорелова, захвачено криминальным путем. Так утверждает директор ООО «Кинокомплекс «Ужгород» Людмила Марьян-Шкирта. Настоящим же владельцем здания, расположенного в самом историческом центре Ужгорода - на улице Волошина, 20, продолжает оставаться возглавляемое ею предприятие, являющееся правопреемником бывшего КП «Кинотеатр «Ужгород». Рейдерский захват здания, осуществлен с помощью поддельных документов, а также угрозы ее жизни и ее сыну побудили заявителя обратиться сразу в несколько правоохранительных структур - к Генеральному прокурору Украины Виктору Пшонке, прокурора Закарпатской области Анатолию Петруни, начальнику УМВД Украины в Закарпатской области Виктору Русину и начальнику Ужгородского ГУ УМВД Украины в Закарпатской области Александру Гебешу.

В доказательство своих слов Людмила приводит не только выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, где ООО «Кинокомплекс «Ужгород» продолжает числиться как действующее юридическое лицо. На 6-ти страницах своей пояснительной записки она приводит интересные детали, свидетельствующие о, мягко говоря, странных нюансах, возникших в процессе присвоения указанного здания.

Прежде всего, удивительным образом во всей этой истории «запутан» бывший прокурор Закарпатской области Александр Бондаренко. Именно на него, как сообщили п.Людмиле в городской милиции, куда ее привезли (!), забрав с места работы, сейчас оформлена соответствующая доверенность. И именно он является тем связующим «звеном», которое вводит в контекст собственности относительно сооружения бывшего кинотеатра нынешнего мэра Ужгорода Виктора Погорелова. Ведь, как становится ясно из объяснения Л. Марьян-Шкирты, Александр Бондаренко является тестем Андрея Погорелова - сына мэра Ужгорода, депутата Ужгородского горсовета и начальника Государственного управления охраны окружающей природной среды в Закарпатской области.

Сама доверенность, как рассказывает Людмила, является сфальсифицированной. Кроме того, что по ее мнению, на ней поддельные подписи формального (до выяснения обстоятельств) владельца сооружения и предприятия - И.Лугового, которое призвано подтвердить соответствующая экспертиза, на документе стоит оттиск поддельной печати ООО «Кинокомплекс «Ужгород». Ведь, как рассказывает Л.Марьян-Шкирта, вместе с копией указанной доверенности в милиции ее также ознакомили с датированной девятнадцатым сентября заявление А.Бондаренко, в котором говорится, что якобы она, как руководитель указанного ООО, исчезла в неизвестном направлении вместе с уставными документами и печатью предприятия. А значит, по логике здравого смысла, оттиск настоящей печати предприятия никак не мог стоять на доверенности, выданной на имя господина Бондаренко.

«Летом, когда встал вопрос о фактическом разрушении уникального кинозала и перестройке помещения под магазины, я отказалась подписать такой договор, - говорит Л. Марьян-Шкирта. - Тем более, что на тот момент даже не было разрешений на реконструкцию. Многие порядочные архитекторы просто отказались участвовать в разрушении здания кинотеатра».

В контексте вышесказанного следует понимать, что речь идет о действительно уникальном сооружении - не менее (а, может, и более) уникальном, чем «резонансное» сейчас и расположенное неподалеку здание комплекса «Корона». По словам искусствоведа Михаила Сирохмана, сдвоенный фасад здания кинотеатра является классикой конструктивизма и был воздвигнут чешскими архитекторами наряду с обычными фасадами конца XIX века в 1930-х. «Это архитектурный деликатес ... памятник мирового уровня, ведь спроектирован он пражскими архитекторами, благодаря которым новая рафинированное-простая стилистика немецкого Баугауса уже через 10 лет после возникновения попала в Ужгород,» - говорит М.Сирохман.

«Правая часть фасада (магазин "Диамант") - это супердизайн на основе прямых линий и углов. Особая находка - декорирование полосами подкрашенного стекла ... Левая большая часть фасада (бывший кинотеатр "Ужгород") создает композиционное целое с правой частью. Тот же ритм членений задает чередование окон и простенков между ними. Стильный акцент - цоколь и колонны из травертина. Архитектурно-художественные нюансы - изысканный полукруглый балкон на одного человека и три флагштока, деревянные двери с латунными частями - замечательная дизайнерская работа,»- рассказывает об этом сооружении авторитетный знаток архитектурного наследия Ужгорода, подчеркивая одновременно важность сохранения не только не только фасада, но и уникального интерьера помещения, который по сути, сохранился из чешских времен.

«Сейчас это произведение конструктивизма запущено, - говорит М.Сирохман. - Однако сооружение еще можно без особых затрат спасти и вернуть городу в первоначальной стилевого чистоте».

Да, можно. Однако в последнее время в среде ужгородских архитекторов и защитников исторического наследия города поползли упорные слухи о близком радикальном «ремонте» фасада здания кинотеатра. Озвучены даже настораживающие планы соединения наскоро приватизированной «Короны» и не менее странно присвоенного кинотеатра новым пешеходным пассажем. И в обоих случаях в контексте этих сомнительных прожектов - приватизаций и реконструкций - постоянно фигурируют фамилии депутата горсовета Ивана Волошина и городского председателя Ужгорода Виктора Погорелова.

Обеспокоенная этими слухами и памятуя о пословице «дыма без огня не бывает», редакция задала вопрос о возможности «реконструкции» уникального фасада кинотеатра главному архитектору Ужгорода Александру Шебе. Он не отрицал перспектив глобальной перестройки, отметив, однако, что сейчас речь идет о серьезных изменениях с другой стороны сооружения - того, что выходит в ныне существующий пассаж, и имеет историческое название пассажа Бати.

Как бы там ни было, остается понятным, что вокруг уникальных сооружений исторического Ужгорода - «Короны» на Театральной площади и кинотеатра по улице Волошина - сейчас происходят неоднозначные маневры лакомого к муниципальной собственности чиновничества и авантюрного склада «денежных мешков». А также, похоже, и архитекторов и «реконструкторов», согласных за соответствующее вознаграждение угодить масштабным замыслам заказчиков. И если разбираться с обстоятельствами, изложенными в заявлении Людмилы Марьян-Шкирты, имеют правоохранительные структуры, то на защиту уникальных зданий должна стать небезразличная общественность. Иначе Ужгород, и так не богатый на уникальные исторические сооружения, может полностью потерять свою историческую и туристическую привлекательность.
Джерело realty-ukr.com