Россия: 11 торговых центров будут открыты в Москве до конца года
Новые форматы торговых площадей, увеличение числа проектов, прошедших через редевелопмент, экспансия торговых операторов, в том числе в отдаленные регионы России, свидетельствуют об эволюционных процессах на российском рынке торговой недвижимости, полагают эксперты Knight Frank в своем отчете по рынку торговой недвижимости за I квартал 2013 года.
Показатели объема торговых площадей, вводимых в первые месяцы года, как правило, не оказывают значительного влияния на годовой прирост. Например, в 2006 году в первом квартале было введено всего 25 тыс. кв.м, а по итогам года объем нового предложения почти достиг 1 миллиона кв.м. Вместе с тем, объем площадей, введенных в эксплуатацию в I квартале 2013 года, стал минимальным за последние 8 лет.
Комментирует Сергей Гипш, партнер, директор департамента торговой недвижимости, Knight Frank Russia & CIS: «Несмотря на создающееся ощущение, что рынок торговой недвижимости России переживает «штиль», более внимательное его изучение показывает, что происходит не революционное, а эволюционное его изменение. Появляются новые интересные проекты, причем не только в столице. Выходят или планируют выход не присутствующие на рынке торговые операторы.
Продолжается шествие профессионального ритейла на восток: наряду с уже открывшимися торговыми центрами в таких городах как Новосибирск, Сургут, Барнаул реализуются объекты в Красноярске, Омске, Иркутске, Ангарске, а также (что еще лет 7 назад казалось почти невозможным) заявляются проекты во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске. И это движение поддерживается интересом федеральных и локальных торговых операторов».
Ольга Ясько, директор по исследованиям и аналитике, Knight Frank Russia & CIS: «Девелоперы по-прежнему демонстрируют высокую активность: в течение всего 2012 г. в Москве возобновлялось строительство крупных торговых центров, реализация которых была приостановлена в период стагнации. Эта тенденция сохранилась в I квартале 2013 г. и оказалась актуальной не только для московского, но и для региональных рынков торговой недвижимости.
Такие проекты требуют адаптации к современным реалиям рынка, позволив собственнику создать конкурентоспособный объект. Таким образом, в среднесрочной перспективе ожидается появление новых форматов, таких как пауэр-центры, ритейл-парки, торгово-общественные и тематические центры, а также увеличение числа проектов, прошедших через стадию редевелопмента».