Николай Чумак: «Атмосфера в украинских ТЦ/ТРЦ – это пока понятие из будущего»
С открытием каждого нового ТЦ/ТРЦ конкуренция на рынке ужесточается, при этом платежеспособность население не растет так быстро, как торговые квадратные метры. Поскольку крупнейшим украинским городам помогает урбанизация, то до насыщения рынков торговой недвижимости еще далеко.
Можно сказать, что в Украине критерием успешности торгового центра является новизна и объем инвестиций девелопера в объект, то есть в реальности ТЦ/ТРЦ не конкурируют за счет концепций, хотя мне очень бы хотелось этого. Еще один фактор, помимо новизны, отличающий украинские торговые центры друг от друга, – это локация. В теории транспортная развязка должна влиять на успешность объекта, однако, к примеру, если посмотреть на наиболее популярные ТЦ/ТРЦ Киева, ни один из них не имеет идеального расположения: один находится далеко от метро, у другого нет бесплатной парковки, возле третьего приходится стоять в пробках. Пока наш потребитель это прощает. Все остальные характеристики торговых центров более-менее схожи, в том числе тенант-микс. Иными словами, конкуренция за счет якорных арендаторов уже в прошлом, поскольку они у всех одинаковые.
В то же время с развитием онлайн-торговли и сервисов доставки у людей находится все меньше причин для визитов в магазины, вместе с тем возрастает потребность в социализации. Поэтому наиболее прогрессивные ритейлеры и девелоперы начинают работать в тех областях, которые нельзя оцифровать. Как следствие появляются новые концепции пространств в ТЦ/ТРЦ и отдельных магазинов, рассчитанные на продажу сервисов, впечатлений, формирование уникального опыта. Например, ритейлеры в эпоху омниканальности экспериментируют с форматами торговых точек, а девелоперы – с организацией общественных пространств, фуд-кортов, зон для детей.
Если рассматривать требования к внутреннему оформлению ТЦ/ТРЦ, то все сильно зависит от рынка. Из общих подходов можно отметить, что в Европе и США девелоперы стремятся упрощать дизайн, делая пространство лишь фоном для ритейлеров. В то же время в США новые универмаги и моллы очень эмоциональны и комфортны для шопинга, в них много внимания уделяется клиентскому опыту. На Ближнем Востоке «играют» на контрасте – роскошный ремонт и, я бы сказал, уже забытые в Европе материалы. В Юго-Восточной Азии создают интерактивные пространства, вовлекая потребителей. Рынок торговой недвижимости Японии невероятно практичен, продуман до мелочей, здесь можно многому поучиться, особенно рациональному использованию пространства и тому, как архитектура и дизайн могут улучшать жизнь и уважать потребности людей. К сожалению, атмосфера в украинских ТЦ/ТРЦ – это пока понятие из будущего. Начать можно с удобных парковок, навигации, незахламленных и понятных входных зон, пандусов, инженерных систем. Когда будут выполнены эти первые шаги – тогда можно будет поработать над атмосферой.
Сейчас, когда потребитель посещает любой столичный ТЦ/ТРЦ, он, скорее всего, приехал за шопингом. Наш покупатель пока не требует особой атмосферы, вернее не знает, что она может быть. А добавляют яркости потребительскому опыту ритейлеры, которые на годы опережают девелоперов в этом вопросе. Однако проблема в том, что наполнение ТЦ/ТРЦ арендаторами почти идентичное. Поэтому вы не услышите, что кто-то едет в определенный торговый центр потому, что там уникальная атмосфера. А вот в Сингапуре вы можете услышать: «Я хочу купить туфли в Marina Bay Sands Shopping Mall», поскольку название молла говорит о качественном потребительском опыте и правильном выборе.
Конечно, каждый украинский ТЦ/ТРЦ имеет какие-то особенности, однако я не думаю, что их можно назвать отличительными «приемами» для создания атмосферы или положительных эмоций. Если говорить о столичных объектах, то ТРЦ Ocean Plaza посещают, потому что удобно подъехать на метро и большой набор магазинов, однако туда неудобно добираться на авто, ТРЦ SKY MALL – врата в район Троещина, а ТРК «Проспект» закрыл часть спроса жителей Левого берега Киева и, необходимо признать, это очень качественный пример районного торгового центра. ТРЦ Dream Town – просто коридор между станциями метро и кварталами, и если на его месте построить другой коридор, никто не заметит подмену. ТРЦ Lavina Mall – красивое место и большое, может даже слишком, поэтому возникает вопрос: готов ли покупатель пройти сотни метров торговых аллей или он найдет тот же магазин ближе в другом ТРЦ? Есть надежда на концептуальность строящихся торговых центров, ведь их проекты выглядят многообещающими и такими, что зададут новую планку для рынка и сформируют качественные ожидания у потребителей.