Гибкость и мультфункциональность: CEO Arricano о том, каким будет ТРЦ Lukianivka
Генеральный директор девелоперской компании Arricano Михаил Меркулов подробно рассказал о концепции проекта ТРЦ Lukianivka, мультифункциональности объекта и новых форматах, а также развлекательной и образовательной составляющих ТРЦ.
СЕО компании Arricano Real Estate Михаил Меркулов в интервью раскрыл подробности проекта строительства торгово-развлекательного центра Lukianivka в Киеве.
Также напомним, что генеральный директор Arricano будет спикером на Третьей международной выставке индустрии ритейла и девелопмента Retail & Developmnet Business Expo – 2019, которая пройдет в Киеве в НСК «Олимпийский» 28 и 29 марта этого года. Михаил Меркулов выступит 28 марта на сессии «Продажи в ритейле. Как продавать больше» в конференц-зале №1. Время сессии — с 10 до 12:00.
Про обновление концепции ТРЦ Lukianivka
Проект начинался около десяти лет назад и за это время в коммерческой недвижимости произошли тектонические сдвиги. В 2018 году британское бюро Сhapman Taylor обновило концепцию ТРЦ Lukianivka, исходя из тех тенденций, которые происходят в мире: сократилась торговая функция, увеличилась развлекательная, образовательная, созидательная, в том числе коворкинговые пространства.
Функционал объекта сдвигается в сторону мультифункционала. Только офис или только торговля проигрывают объектам, у которых есть микс функций.
Очевидно, что на Лукьяновке существует потребность в определенном количестве площадей для профессиональной торговли и работы, есть потребность в различных форматах общепита. В многофункциональных комплексах доля фуд-зон сейчас составляет от 20% до 60% площадей. 60% — это экстрим, который находится на перевалочных пунктах: вокзалы, аэропорты, крупные пересадочные узлы. Лукьяновка является одним из пяти крупнейших пересадочных узлов в столице.
О мультифункциональности комплекса ТРЦ Lukianivka
Пока мы работаем над крупными концептуальными узлами объекта. Развлекательная и образовательная составляющая должны быть обязательно включены в проект. То есть кроме традиционных кинотеатров или других развлечений, предлагаем новые форматы, которых еще не было. И мы будем их тестировать. Скорее всего, это будет формат эдьютейнмент – обучение детей с элементами дополненной реальности. Это новый активный формат развития детей в торговом центре. Кроме того, мы учитываем тот факт, что растет количество фрилансеров, украинский IT-сектор показывает динамичный рост. Поэтому выигрывает концепция «live-work-play».
Объединяя все функции, которые востребованы, мы фактически создаем платформу и систему для органического трафика.
В новой концепции мы увеличили фуд-корт и зону развлечений: fashion-ритейл составит 49%, еда и отдых – 24%, креативные пространства (офисы/коворкинги) – 27%. Это будет классический мультифункциональный комплекс, где во главе будут стоять нужды потребителя.
Об использовании исторической составляющей объекта
Нам повезло, площадка имеет уникальную историческую составляющую — первое электрическое трамвайное депо в Российской империи, запущенное в эксплуатацию еще в 1874 году.
Красивое трехэтажное кирпичное здание станет изюминкой нашего проекта. Есть несколько вариантов его использования, мы пока определяемся. Изначальный — разместить в помещении бутики. Второй вариант — фуд-зона (средний или высокий уровень) или развлекательная площадка, связанная и с фудом, и с развлечениями. Такие форматы популярны в Европе, например, Platea Madrid. Мы рассматриваем формат Platea как один из потенциальных прототипов. Мы сохраняем кирпич, само здание будет соединено мостиками.
Еще одна из фишек – формат фуд-холлов. На нескольких этажах будут, как на итальянском рынке, лавки с красиво выложенными яблоками, грушами, сливами, sea-food бары с устрицами и просекко.
Формат фуд-холла очень популярен в европейских центрах, потому что они выглядят как healthy food, это быстро, достаточно демократично, очень красиво и аутентично. Мы же все голосуем кошельками сейчас за то, что аутентично, за интересный формат и здоровую пищу.
О коворкинге и гибкости проекта
Изначально проект включал строительство жилой свечки, но сейчас мы не видим ее ценности в проекте. Жилья вокруг достаточно. Это не такой сложный проект, мы его уже переформатировали. Это будет скорее коворкинговое пространство с новыми функциями. Его площадь составит около 20 000 кв. м.
Мы закладываем в проект одно из самых главных качеств – гибкость. Будет затребован коворкинг – будем способны его обеспечить, будет необходим спортивный комплекс – будем готовы его предоставить, будет потребность в офисах для IT – сделаем. Этот принцип гибкости мы выбрали как техническое задание архитектора. Так же будет с нашей энтертеймент-зоной.
Задача — сделать так, чтобы мы могли посреди фуд-корта поставить елку и водить там хороводы, или обустроить концертный зал.
То есть, ключевая цель — сделать ТРК Lukianivka гибким объектом, чтоб можно было быстро реагировать на происходящее в мире. Почему торговые центры в Америке закрываются? Они не могут поменяться так быстро. Если объект был местом шоппинга, а физически магазин потерял монополию на дистрибуцию, торговый центр не может поменяться одним движением. Поэтому гибкость – name of the game.
О стоимости строительства, наполнении ТРЦ и его окупаемости
Мы еще досчитываем, и пока не объявляли на бирже, могу только сказать, что это будет больше $100 млн. Вложено уже около половины от этой суммы.
Пока не заключаем договора, потому что есть большой спрос на объект. Активно начнем сдавать, наверное, в конце этого года. Нет смысла привлекать арендаторов раньше, чем за год до сдачи объекта.