Россия: В первом квартале в Москве не было открыто ни одного крупного профессионального ТЦ

16 мая 2013

В течение I кв. 2013 г. в Москве не было открыто ни одного крупного профессионального торгового центра. Таким образом, уровень предложения качественной торговой недвижимости остался неизменным с конца 2012 г. и составляет 6,33 млн. кв. м общей площади (из них арендопригодная площадь 3,2 млн. кв. м). 

По данным копании Blackwood, в региональных городах также отсутствует ярко выраженная динамика прироста нового предложения. Если говорить о крупных проектах, то состоялось открытие лишь одного объекта: 1-ой очереди ТРЦ «Акварель» в Волгограде, в рамках которой были открыты магазины якорных арендаторов (Auchan, Leroy Merlin, Decathlon, магазин товаров для хобби «Леонардо», магазин товаров для дома «Уютерра»). Объект является крупнейшим торговым центром Волгограда: его общая площадь составляет 120 000 кв. м, арендопригодная – 92 000 кв. м. 

Как на московском, так и на региональных рынках профессиональной торговой недвижимости сохраняется высокая девелоперская активность, возобновляется строительство приостановленных в кризисный период 2008-2009 гг. проектов, заявляются новые проекты. Так, в Московском регионе были заявлены проекты ТРЦ на Хорошевском шоссе и в Кунцево. В региональных городах в течение I кв. 2013 г. были заявлены сразу четыре проекта ТРЦ площадью более 100 000 кв. м.

Важным событием для московского рынка также стало принятое Правительством Москвы решение об отмене строительства подземного торгово-развлекательного центра общей площадью 120 000 кв. м на площади Павелецкого вокзала. В настоящее время на участке планируется возвести многоуровневый паркинг.

В течение I кв. 2013 г. на российский рынок вышли сразу два международных бренда. Так, в феврале состоялось открытие первого ресторана японской сети лапшичных Marugame. Новый ресторан занимает 200 кв. м на одном из наиболее популярных торговых коридоров ресторанного профиля – Пятницкой улице. Кафе работает в демократичном ценовом сегменте.

Также в феврале состоялось открытие магазина датской ювелирной сети Trollbeads, представляющей концепцию создания индивидуальных украшений из сменных бусин. Магазин был открыт в ТРЦ «Атриум», в дальнейших планах компании – открытие флагманских магазинов в Санкт-Петербурге и региональных городах-миллионниках.

Крупные российские торговые операторы также сохраняют высокую рыночную активность: в феврале стало известно о покупке компанией «Лента» земельного участка в Солнечногорском районе Московской области для строительства гипермаркета. До настоящего времени сеть, насчитывающая 57 гипермаркетов в Санкт-Петербурге и других региональных городах, не присутствует в Москве и области. Стоит отметить, что московский регион привлекателен для торговых сетей, поскольку характеризуется более высокими доходами населения, однако компания будет испытывать сильное конкурентное воздействие со стороны таких компаний, как Auchan и Metro Cash&Carry, давно и успешно работающих на рынке.

Высокая активность как международных, так и российских торговых операторов способствует сохранению минимальных уровней вакантных площадей в популярных торговых центрах и в наиболее востребованных торговых коридорах Москвы.

В течение I кв. 2013 г. значимых изменений в уровнях арендных ставок не наблюдалось. С учетом замедления темпов прироста нового предложения, начавшегося в 2012 г. и сохраняющегося в начале 2013 г., а также заявленных планов по выходу на российский рынок международных торговых сетей, можно прогнозировать активное развитие сегмента street retail. Поступательный рост арендных ставок ожидается на наиболее востребованных торговых коридорах Москвы, рассматриваемых торговыми операторами для открытия флагманских магазинов и ресторанов – Тверской, Пятницкой и пр. улицах.

Главной тенденцией как московского, так и региональных рынков торговой недвижимости в I кв. 2013 г. стало сохранение высокой девелоперской активности: возобновляется строительство приостановленных в кризис проектов, активно заявляются новые крупные проекты регионального и суперрегионального масштабов. Можно прогнозировать, что по мере выхода проектов на рынок и, следовательно, усиления конкуренции, многие проекты будут пересмотрены или отменены, поэтому резкого, скачкообразного роста предложения торговой недвижимости не ожидается.

При сохранении высокой активности торговых операторов на российском рынке можно прогнозировать дальнейший поступательный рост арендных ставок в успешных профессиональных торговых центрах и на наиболее популярных торговых коридорах.
Источник malls.ua