Уровень украинской торговой недвижимости растет
К основным критериям успешной деятельности ТЦ/ТРЦ относятся:
- Удачная локация. Обычно это центр города, густо-населенные жилые массивы, месторасположение в районе интенсивных транспортных магистралей или станций метро с многочисленным пассажиропотоком.
- Хорошая транспортная, пешеходная и визуальная доступность. Обычно это выражается в наличии удобных подъездных путей, вечерней стороне движения, близости к станциям метро, вокзалам, рынкам. Кроме того, важно, чтобы торговый центр имел длинный фасад с выходом на широкую магистраль. При этом необходимо постоянно работать с лицевой стороной здания: следить за освещением, установить конструкции под рекламу арендаторов и размещение информации о маркетинговых мероприятиях и т.д. Также для успешности проекта рекомендуется создать максимально комфортный въезд/выезд, предусмотреть навигацию до въезда минимум за один километр до ТЦ/ТРЦ, разместить пилоны, лайт боксы и т.д. с информацией об объекте, организовать шатл-басы из ближайших мест скопления людей.
- Качественная маркетинговая и архитектурная концепции торгового центра. При создании маркетинговой концепции крайне важно понимать портрет будущего посетителя. Для этого необходимо провести социологические исследования с определением торговых зон, оценку уровня доходов населения и покупательских предпочтений в первичной и вторичной торговых зонах объекта недвижимости, анализ конкурентного окружения, преброкеридж, то есть тестирование концепции с потенциальными арендаторами. Архитектурная концепция должна отвечать всем современным требованиям – ТЦ должен быть максимально удобным и простым в навигации и уникальным в дизайне.
- Хорошо сбалансированный тенант-микс, состоящий из мощных якорных арендаторов, новых интересных брендов, достаточного количества магазинов различных профилей торговли и для всех слоев населения.
- Профессиональное управление объектом, которое заключается в поддержании операционной деятельности ТЦ/ТРЦ на высоком уровне. Здесь важно учесть все элементы обеспечения функционирования объекта: уборку, охрану, обеспечение рабочего состояния инженерных систем, паркинга и т.д. Немаловажно наладить грамотное взаимодействие с арендаторами, обеспечить приятную атмосферу и лояльное отношение к посетителям.
Для создания современного успешного ТЦ/ТРЦ необходимо внедрить все критерии, указанные выше, и добавить в объект уникальные особенности. Например, это могут быть архитектурные и дизайнерские решения: необычные атриумы, фонтаны, форма здания, а также развлечения и интересные маркетинговые активности, поскольку возможность получить приятные эмоции является одним из главных факторов, которые могут привлечь посетителей. Объясняется все просто: когда в стране происходят потрясения, люди активнее развлекаются и поднимают настроение с помощью походов в ТЦ/ТРЦ. Кроме того, с каждым годом покупатели становятся более избирательными, а современное поколение чаще отдает предпочтение онлайн-шопингу и при выборе торговых центров останавливается на современных объектах с грамотной концепцией, удобным месторасположением, широким выбором услуг и развлечений.
Тем не менее, на данный момент внутренняя атмосфера в торговых комплексах Украины все еще отличается от мировых примеров. Всего несколько объектов в нашей стране сравнимы в европейскими. Дело в том, что большинство ТЦ/ТРЦ Украины – это проекты старого поколения, не совсем актуальные сегодня, где отсутствуют грамотная навигация, современные дизайнерские решения и атмосфера позитива. Однако необходимо отметить, что уровень украинской торговой недвижимости растет. К примеру, во многих объектах начали появляться лаунж-зоны, в частности, в киевском ТРЦ Gulliver. Если посетитель не хочет ходить по магазинам или проводить время на фуд-корте, он может присесть в такой зоне прямо в галерее. В столичном ТРЦ Ocean Plaza своя необычная приятная атмосфера, которую создают декорации, аквариум, фонтан. В ТРЦ SKY MALL в Киеве имеются детский фуд-корт, комната матери и ребенка. В ТРЦ RETROVILLE, запланированном к открытию в 2019 году в Киеве, предусмотрена центральная площадь, где регулярно будут проходить различные ивенты. В столичном ТРЦ River Mall, открытие которого заявлено на конец 2018 года, разработаны уникальные интерьерные решения, а также благоустроенная набережная для создания приятной обстановки и комфорта посетителей. В качестве примера успешного воплощения благоприятной атмосферы можно также привести ТРЦ «Ривьера» в Одессе и ТРЦ Forum Lviv во Львове.