Мир: Беларусь активно развивает торговую недвижимость

В настоящее время в Беларуси ведется интенсивное строительство современных торговых объектов. В результате чего в прошлом году в стране обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составила 710, 83 м2. "Несмотря на это беларуский рынок ритейла все еще находится на стадии формирования, поэтому международные сети, в том числе и украинские компании, имеют возможности выйти на новый рынок и занять в Беларуси пустующие ниши. Компания UTG активно изучает торговую недвижимость и возможности для успешной работы украинских операторов в Беларуси", - подчеркнул директор по развитию бизнеса компании UTG Сергей Заика. Перспективы работы ритейлеров в Беларуси подтверждает и региональный директор LC Waikiki Алексей Гришко. "Еще 3 года назад международный ритейл в Беларуси был представлен буквально несколькими игроками в нашем сегменте. Однако, стабильная политическая и экономическая ситуация в стране в последнее время привлекла интерес и других брендов. Ведь население страны – почти 10 млн.человек", - сообщает руководитель.

По данным ресурса belretail.by, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси (МАРТ) обнародовало итоговые данные торгового реестра о развитии торговой инфраструктуры в Республике на 1 января 2018 года. Согласно полученным данным, число розничных торговых объектов, функционирующих на территории Беларуси, в прошлом году увеличилось на 7 613 шт. (или на 7,7%), в результате их общее количество в начале 2018 г. составило 106 811 шт. Качественная торговая недвижимость в виде современных торговых центров так же показывает прирост - в прошлом году число ТЦ в республике увеличилось на 30 ед. (или на 5,4%) и на в начале 2018 г. составило 581 шт. При этом площадь ТЦ увеличилась на 122,9 тыс.кв.м (или на 7,3%) и составила 1 791,7 тыс.кв.м. При этом рост числа современных торговых объектов происходит на фоне уменьшения количества рынков, что подтверждает движение Беларуси в сторону современных форматов торговли. Так в прошлом году в Беларуси число рынков уменьшилось на 4 ед. и составило 390 ед. рассчитанных на 81 037 торговых мест.

В то же время, согласно опыту ритейлеров, которые давно работают в республике, деятельность в Беларуси имеет свои преимущества и недостатки. В частности, крупный оператор LC Waikiki работает в Беларуси с 2014 г. и в настоящее время представлен в 12 ТЦ. И, по словам Алексея Гришко, если брать в учёт мелкий стрит-ритейл основных проспектов, бывшие советские универмаги, территории заводов проданных в частную собственность и т.д, то рынок торговой недвижимости республики действительно можно считать насыщенным. В то же время, по словам эксперта, среди всей торговой недвижимости республики есть всего несколько объектов, которые можно назвать качественными и современными. "Как правило, это торгово-развлекательные центры, которые были открыты в последние 3-5 лет. Только в прошлом году открылись Dana Mall и Galleria Minsk, которые по праву считают одними из лучших ТЦ Республики Беларусь. На этапе запуска - Green City в Минске, продолжается строительство Trinity в Гродно с GBA более 150.000 кв.м. Это современные моллы, поэтому арендная ставка в них достаточно высокая. Это является одной из многих причин, по которым интерес международных брендов не столь высок к рынку Беларуси", - рассказывает Алексей Гришко. В то же время из сильных сторон он отмечает отсутствие конкуренции, более выраженный «средний класс», плетежеспособность населения, стабильную политическую ситуацию в стране. А вот к сложным моментам ритейлер относит: повышенный контроль со стороны государства, недостаток качественных торговых площадей, низкий уровень дохода вне г. Минска. "Также у беларусов всё еще прослеживается предпочтение к рынкам, ЦУМам, ГУМам и т.д. Более продвинутые граждане (в первую очередь молодежь) пользуются международным e-commerce. А очень большая часть населения по старой привычке ездит за товарами в Прибалтику или Польшу", - делится он.

Однако, несмотря на все сложности, по словам ритейлера, с каждым годом показатели LC Waikiki в Беларуси растут, поэтому компания видит потенциал в открытии там еще как минимум 8 магазинов в ближайшие годы.


Источник malls.ua