Украинцы дождались открытия магазинов. Ритейлеры снова стали наращивать сети

20 марта 2012
20.03.2012

Продуктовые сети возобновили развитие — по итогам прошлого года большая часть компаний из топ-10 нарастила число магазинов. Развиваться смогли те ритейлеры, которые вовремя реструктурировали долги или привлекли внешних инвесторов,? они смогли купить активы конкурентов либо открыть магазины на их месте. Но докризисных темпов рынок уже не ожидает ? в ближайшее время компании рассчитывают на медленное восстановление. 

ОКНА РОСТА

Если до кризиса в Украине ежегодно открывалось в среднем около 500 новых магазинов, то с 2008 по 2010 год темпы развития значительно замедлились, свидетельствуют данные исследовательской компании GT Partners Ukraine. Наименьшее количество было открыто в 2010 году ? всего 272. Только в прошлом году компаниям удалось преломить эту негативную тенденцию ? число магазинов выросло на 402 точки.

В основном новые магазины открывали лидеры рынка. "Национальным компаниям проще взять денежные кредиты у банков или товарные ? у поставщиков,? отмечает директор инвестбанковского подразделения ИК АНДРЕЙ ПИВОВАРСКИЙ.? Местным сетям приходится полагаться на собственные силы, поэтому только лидеры смогли значительно нарастить свои сети». Больше половины точек, открытых в прошлом году, пришлось на десятку крупнейших ритейлеров (см. таблицу). Причем семь из них открыли более чем по десять магазинов. Исключениями стали только «Фуршет? (3 точки), ?Велика кишеня? (2) и ?Евротэк? (0).

Именно в 2011 году рынок ритейла начал восстанавливаться, говорит господин ПИВОВАРСКИЙ. ?Во время кризиса сетям было не до развития ? нужно было приспособиться к новым условиям работы,? говорит финансовый директор компании ?Велика кишеня? Олег ПЬЯВКА.? Да и средств не было. Рынок сжался, а банки прекратили кредитование?. До кризиса товарооборот сетей ежегодно рос на 20-25%, а в 2009 году впервые за несколько лет упал на 20,6% (данные Госстата). Сети начали закрывать убыточные магазины, чтобы повысить свою эффективность. ?За два года кризиса компании успели оптимизировать свои сети, улучшив их работу. Сейчас можно снова наращивать число магазинов?,? говорит ПИВОВАРСКИЙ.

ВЫЖИВАНИЕ СИЛЬНЕЙШИХ

В основном увеличение сетей происходило за счет покупки активов или открытия магазинов на местах конкурентов. По данным , из 402 торговых точек, открытых в 2011 году, 101 магазин сменил вывеску в результате сделок &. Дело в том, что во время кризиса в наиболее выгодном положении оказались ритейлеры, успевшие вовремя реструктуризировать долг, отмечают эксперты. Еще часть компаний привлекла внешнее финансирование. Весной 2010 года фонд прямых инвестиций приобрел 30% компании ?Торговый дом ?Аванта?? (сети ?Колибрис?, ?Наш?). А в конце 2010 года компанию ?Пакко Холдинг? продали пяти иностранным компаниям. ?Мы были ориентированы на покупку конкурентов. Но это длительный процесс переговоров, заключения сделки, ребрендинга и ремонта в купленных магазинах. Поэтому новые открытия пришлись на 2011 год?,? рассказал совладелец компании ?Торговый дом ?Аванта?? СЕРГЕЙ ГОЛИКОВ.


Источник:  www.proretail.info
Источник malls.ua