Война за качество: "Сильпо"

29 февраля 2012
"Галицкий корреспондент" продолжает рейды по супермаркетам Ивано-Франковска. Редакция проверяет товары и маркировку и информирует читателей о выявленных нарушениях.

Отправляясь в ?продвинутый? и популярный ?Сильпо?, мы не надеялись найти особый подвох. А зря: сотрудники магазина попросту отобрали у нас часть просроченных товаров!

Взяв на плечи большой рюкзак, вооружившись диктофонами, фотоаппаратами и распечатками законов Украины, редакция ?ГК? 17 февраля отправилась проверять супермаркет "Сильпо" на ул. Мазепы, 168. Наш рюкзак при входе пропустили, но позже охрана все-таки сделала замечание. В ответ мы процитировали постановление Кабмина ? 833, но охранники честно признались: мы прошли с рюкзаком только по их недосмотру. Относительно запрета фото-и видеосъемки в магазине у журналистов и администрации получилась длинная и бесполезна дискуссия, но обо всем по порядку.

Наученные опытом "Фуршета", сразу идем в отдел фруктов и овощей, где в прошлый раз обнаружили больше всего просрочек и нарушений в маркировке. Чутье нас не подвело. Этот отдел и в "Сильпо" оказался проблемным. Сразу наталкиваемся на помидоры черри, упакованные 6 февраля без срока годности. То, что помидоры уже негодные, выдает большая зеленая плесень. Она росла на помидорке не день и не два, поэтому мы охотно кладем эту упаковку в контрольную корзину. Компании гнилым помидорам составляет просроченный еще 11 февраля имбирь, который также кое где украшает узор из плесени, и клюква в пластиковых коробочках, упакованная 14.02.12, но без срока годности. Может, и свежая, а может, и нет. Спросим у администратора.

В этом же отделе мы обнаружили самый большой сюрприз - очень модные среди сторонников здорового питания грибы шиитаке в корзиночках из коры, которые нельзя было есть уже 29 января. Производитель грибов указал на упаковке дату сбора - 28 января 2012 года и очень тщательную информацию об условиях хранения и сроки годности. Термометр витрины с фруктами-овощами на момент нашего прихода показывал +7,9 градусов. При такой температуре, согласно маркировке производителя, шиитаке хранятся ... 24 часа! Даже при температуре до +4 грибочки были пригодными к употреблению максимум 5 суток. Как ни крути, их не имели права продавать. На стикере "Сильпо" красовалась дата упаковки 14 февраля и ни слова о сроке годности. Приобретая эти грибы для контрольной закупки, уже в редакции мы обнаружили еще один стикер под низом - на нем датой упаковки указано еще 31 января и цена была на 5 гривен выше. Испорченные грибы пытались ?втюхать? покупателю любой ценой?

В отделе заморозки, в отличие от "Фуршета", в "Сильпо" образцовый порядок. Мы перебрали каждую упаковку - все без исключения продукты имеют стикер с датой упаковки и срок годности. Молодцы! Оценку "отлично" мог бы заслужить и отдел хлебобулочных и кондитерских изделий, если бы не один недостаток - старые батоны, такие сухие, можно ими забивать гвозди, с этикеткой "-50%". Продавать их магазин не имеет права. Почему, объясним ниже. А вот акция "Сильпо" со скидкой на торты собственного производства, у которых истекает срок годности, очень порадовала. За день или два до конца гарантийного срока тортика (указан на всех без исключения упаковках) на него делают скидку 25-50%. Очень удобно. Отчетливо видно, что изделие еще свежее, но его надо быстро употребить. Берем себе один такой тортик, чтобы полакомиться в редакции.

Молочный отдел в "Сильпо" огромный, но мы пересмотрели все, что там было. К чести магазина, молоко, сметана, йогурты, кефир, десерты были свежими. Но покупать торт-мороженое здесь надо очень внимательно. Мы нашли штук пять таких килограммовых тортов под названием "Кучерявый пинчер", которые стали испорченными еще 27 января. Они стояли аккуратной стопкой в ??морозилке рядом со свежими тортиками. Может, ждали невнимательных покупателей? Один из "пинчеров" мы положили в корзину. В этом же отделе очень обеспокоил сырок с изюмом собственного производства магазина. На вид хороший, но ни даты производства, ни срока годности. Только дата упаковки - 14 февраля. А вдруг уже несвежий? Наши сомнения подтвердила знакомая врач-педиатр, которая случайно оказалась рядом. "Это очень опасный товар! Молочными продуктами кормят детей, поэтому мамы должны обращать внимание даже на время, когда такой сыр можно употреблять. Такая продукция пригодна только в течение 48 часов!" Сырок - в корзину.

Удивительно, что несколько упаковок сырков не имеют срока годности, ведь в отделе кулинарии мы были поражены заботливостью и усердием маркировки. Жареные куры, салаты, фаршированная рыба, голубцы и еще несколько очень свежих на вид блюд имели стикеры с точным до часов и минут датой изготовления и сроком годности. Этот отдел - просто украшение магазина. Ничего интересного мы не нашли и в мясном отделе. Все свежее, со сроком годности, кроме одной-единственной курицы, которую должны снять с полки в этот же день через несколько часов после нашего визита.

Яйца покупатели в "Сильпо" разметают целыми лотками почти мгновенно. Цена заставляет не тратить время на поиски маркировки, иначе яиц просто не останется. Но мы поискали и не нашли. Ни стикеров с маркировкой, ни срока годности, ни информации о производителе. Хуже - на яйцах нет обязательных штампов производителя с указанием категории. Неужели яйца из-под прилавка? Из Рогатина - сообщила сотрудница отдела. На витрине висят сертификаты на упакованные яйца, но на эти, в лотках, их почему-то нет. Сертификат мы не просили, отсутствие штампа - это уже нарушение.

Мы поинтересовались сертификатом на свежую рыбу. Неужели аппетитные на вид, розовенькие стейки лосося и семги не заморожены, а приехали из самой Норвегии охлажденными, как убеждал продавец отдела? Минут через 10 нам принесли сертификат соответствия на лосося - действительно охлажденный и из Норвегии. Рыбный отдел здесь также заслуживает уважения. Хотя по заверению продавщицы, рыбу выкладывают на лед утром, а вечером того же дня забирают, поливают хлоркой и утилизируют, мы не очень поверили. Даже в сертификате указано, что рыбка пригодна к употреблению в течение 16 дней при температуре хранения от -1 до +1.

Обойдя все отделы, мы вернулись к фруктам и овощам, чтобы покопаться в моркови, картофеле и свекле. Пожилая женщина долго и с заметным страданием переворачивала вверх дном ящик с гигантской морковью, ища морковку поменьше. Морковь величиной с кабачок вызывает подозрение: а вдруг это монстр с ГМО? Маркировки или ящиков от производителя поблизости не было, поэтому мы спросили, содержит ли морковь ГМО, у заведующего отдела овощей и фруктов Ларисы Столяр. Женщина заверила, что ГМО в моркови нет, но мы просим удостоверения качества. Там ни слова о ГМО. Понесем документ в Инспекцию по защите прав потребителей.

Мы пообщались с госпожой Столяр в отношении продуктов из контрольной корзины. Женщина привлекла к разговору замдиректора магазина Остапа Шевчука. Мы снова услышали о ?человеческом факторе?. Помидоры с плесенью должны были убрать этой ночью, но сотрудница отдела их "просто прошляпила". Клюква без срока годности - "технический недостаток". Просроченный имбирь, по мнению госпожи Столяр, еще можно было употреблять, пока мы не показали на нем плесень. В нашем корзине еще был чай на развес, упакованный в бумажный пакетик 1.12.11 без срока годности. Он уже, наверное, давным-давно выветрился, и не известно не просрочен ли он. Относительно чая, по мнению Остапа Шевчука, произошел сбой в программе. Нас удивляет, что в отсутствии срока означает сбой в программе. Мы убеждены, что виноват работник, который не заметил этого сбоя на всей партии чая и перепечатал стикеры со сроком годности. При чем тут программа? Остап Шевчук сдержанно поблагодарил за нашу внимательность: "Мы сейчас срочно снимем эти товары с реализации, дадим работникам, чтобы они повторно пересмотрели. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас всегда был свежий товар". На наших глазах с витрины начали снимать помидоры черри и имбирь.

К нашему разговору присоединился начальник охраны "Сильпо", который не представился, и администратор Евгений Лесной. Они внимательно рассматривали найденные нами просроченные товары, а когда мы вытащили фотоаппарат, чтобы увековечить просрочку для читателей, работники "Сильпо" мгновенно, как на эстафете, передали товары друг другу и крайний попросту сбежал с частью наших находок в руках. Вероятно, господин Лесной был очень доволен своей изобретательностью. Но мы успели сфотографировать заплесневевшие помидоры к этому, а еще одни просроченные грибы просто взяли с витрины: они там все были плохими. Остальные находки мы уже крепко держали в руках, слушая лекцию о том, что фотографировать в помещении магазина запрещено.

В этот момент подошел управляющий магазина Любомир Зробок. Мы пожаловались, что у нас нагло отобрали товар, который мы хотели сфотографировать и приобрести. Это были наши вещественные доказательства, которые должны быть переданы в Инспекцию по защите прав потребителей. Господин Зробок молча выслушал претензию и подчеркнул, что фотографировать в торговом зале нельзя, потому что это конфиденциальная информация. Не хочется пересказывать всю дискуссию с руководством "Сильпо", поскольку она напоминала пословица "как об стенку горохом". Мы цитировали законодательство Украины о том, что качество продуктов питания не может быть конфиденциальной информацией, что мы хотим сфотографировать только сами продукты, а не торговый зал, а в ответ слышали постоянное: "В торговом зале запрещено фотографировать", "У нас есть внутренние инструкции ". Фактически представители "Сильпо" признали, что внутренние инструкции магазина для них важнее, чем законы Украины. Согласились, что мы можем приобрести эти товары и сфотографировать за пределами магазина. Где логика? Наконец, мы так и сделали. С тортом-рекордсменом по просрочке, грибами шиитаке и творожком мы сделали фото на память на фоне "Сельпо". Мы обязательно заглянем сюда еще раз!

В Инспекции по защите прав потребителей

Главный специалист Инспекции Оксана Корицкая прокомментировала наши контрольные закупки - просроченные грибы шиитаке с двойным ценником, уже почти месяц как недействительный торт-мороженое и сырок с изюмом без срока годности "Клеить два ценники друг на друга магазин не имеет права. Если магазин сам фасует товар, то маркировка, которую он наносит на упаковку, должна соответствовать маркировке от производителя, то есть на стикере на упаковке грибов должна быть воспроизведена дата их сбора 28 января, а не дата повторной упаковки". Мы поинтересовались, двойной стикер с разными датами упаковки и уменьшением цены - это упущение продавцов, или сознательное введение людей в заблуждение. "Сегодня невозможно выяснить, халатность ли это продавцов, безответственность владельцев. Но факт очевиден: это пытались сбыть потребителю", - резюмировала Оксана Корицкая.

Относительно сырка: "Согласно статье 15 Закона Украины" О защите прав потребителей ", обязательно должна быть указана дата изготовления и срок годности или конечный срок потребления. Если конечный срок годности не указан, такой товар реализовать категорически запрещено". Учитывая, что торт-мороженое хранился в холодильнике, нас интересовало, может ли он еще быть годным несмотря на то, что срок годности, указанный производителем, совпадение еще 27 января. Оказывается, нет: "Производитель отмечает гарантийный срок годности, то есть в течение этого периода он гарантирует качество этого товара, что он не повредит человеку и безопасен для его жизни и здоровья. Если проходит даже час после указанного срока, то его уже категорически запрещается потреблять ".

Батоном со скидкой 50%, по нашему мнению, кто-то мог бы кормить голубей или свиней, но в Инспекции были очень категоричны: "Магазин не имеет права продавать такие батоны. Товар, срок годности которого истек, запрещается реализовать. Это дома мы можем себе сушить хлеб, а магазин такого делать не может. Магазин может с кем-то договариваться, например, с поставщиком о переработке. Куда они это будут девать после списания - это проблемы магазина, но в свободной реализации такого хлеба быть не может ".

Удостоверение качества на гигантскую морковь подтвердило наши подозрения: "Согласно Закону Украины, на потребительской упаковке и на сопроводительных документах обязательно должна указываться информация о наличии ГМО. В удостоверении качества должно быть четко написано: "Без ГМО" или "с ГМО". Такая отметка должна быть на всех товарах, согласно законодательству. Если этой отметки нет, потребитель имеет право сомневаться в том, действительно ли морковь не содержит ГМО", - прокомментировала госпожа Корицкая.

Яйца без штампов - вне закона.

"Производитель обязан проштамповать каждое яйцо. На штампе указывается категория. Если на яйце нет штампа с указанием категории, такое яйцо не соответствует требованиям Госстандарта Украины. Есть его, конечно, можно, но немаркированные яйца могут сознательно продаваться с целью манипулирования ценой. Яйца первой категории должны весить 40 граммов и имеют определенную цену: если на яйце нет маркировки, яйцо второй, худшей, категории могут продавать по цене первой, вводя покупателей в заблуждение".
Источник realty-ukr.com